Психология насилия Воспитание мальчиков Детские капризы Переходный возраст Ребёнок и развод Родители психотерапевты
Главная
Воспитание мальчиков
Что такое мальчики?
Три стадии развития мальчиков
Тестостерон!
Различия в мышлении и мальчиков и девочек
Что может дать отец
Матери и сыновья
Революция в школе
Мальчики и спорт
Задачи для о6щества

Раздел - Революция в школе

Пример для подражания

Каждому учителю известно, насколько эффективным бывает подражание достойному человеку. Вообще подражание является врожденной чертой человека. Ведь человек — это животное, обладающее некоторыми инстинктами, но ему нужно освоить сложные навыки в борьбе за выживание. Наблюдая за человеком, который нам нравится, наш мозг впитывает в себя его навыки, поведение и ценности, которые он исповедует. Нам не нужно, чтобы примером становился какой-то особенный герой — иногда более предпочтительно, чтобы это был человек доступный и который нам приятен. Подросток — это своеобразная ракета, выпущенная в поисках героя, и на своем пути она может столкнуться с неожиданными препятствиями и ложными целями.

Подросток ищет своего героя, который либо «похож на меня», либо «такой, каким бы я хотел стать». Девочкам нужен пример для подражания не меньше, чем мальчикам, но они чаще находят его в школе, среди учительниц. Соответственно девочки впитывают гораздо больше информации о том, какой должна быть женщина, чем мальчики — о том, каким должен быть мужчина.

Недавно я беседовал с учительницей, и она весьма красочно проиллюстрировала эффект подражания. В большой сельской школе, где она преподавала, традиционно популярный среди девочек предмет искусствоведение с недавних пор стал пользоваться успехом и у мальчиков, поскольку новым учителем был мужчина и к тому же исключительно одаренный человек. Он сам был отцом — теплым, доброжелательным и в меру строгим. Ребята в школе прозвали его своим парнем, поскольку у него были интересы, пользовавшиеся уважением среди молодых. Он организовал школьные соревнования по Серфингу, сам был отменным серфингистом и вообще любил спорт. Итак, три ингредиента — хладнокровие, харизма и мужской пол — оказались решающими. Было такое впечатление, что этот учитель мог бы научить ребят даже вышиванию!

И каков же был результат: неожиданный всплеск творческой активности среди мальчиков, повышенный интерес к рисованию, лепке, скульптуре. Кстати, он не иссякал даже в течение нескольких лет после того, как мужчина покинул школу. Невозмутимость — это очень ценная вещь в учителе, поскольку детей не обманешь внешностью. Для взрослого быть невозмутимым — значит быть самим собой. Когда я учился в старшей школе, у нас появился новый учитель математики, мистер Клэйфут, который носил джинсы и серьгу в ухе (это в 1965!) и водил красный автомобиль «монаро» (очень круто в те времена). Ему очень понравился медовый месяц в школе, когда мальчишки неизменно окружали его на школьном дворе, а девчонки мечтали о нем в своих фантазиях. Но вскоре интерес к нему угас, поскольку детям не нравится человек, увлеченный только собой. Дети ждут от взрослых какой-то отдачи, им не нужен эгоистичный сноб. Во втором семестре мистер Клэйфут лишился водительских прав за вождение автомобиля в пьяном виде, и вскоре ему пришлось покинуть школу. Его статус героя изрядно померк.

Герои для подражания могут быть самыми разными людьми. Но они должны разделять идеи молодых и вдохновлять их на будущие подвиги. Вспоминая свою школу в начале шестидесятых, я отмечаю некоторых преподавателей-мужчин, которые оказывали на нас положительное влияние:
• Учитель математики, который был также нашим классным руководителем, он посещал родителей всех учеников (в результате в школе был сделан ремонт), убеждая их в том, чтобы они оставляли нас в школе подольше, дабы мы могли лучше подготовиться к выпускным экзаменам. Хотя на уроках он был настоящим эксплуататором, именно он вывез нас на самую продолжительную экскурсию — и это был замечательный опыт. Позднее он стал известным профессором педагогики.
• Пожилой мужчина, старый солдат, который учил нас любить поэзию. Он заставлял нас учить Шекспира, хотя это и не было предусмотрено программой, но в то же время учил йоге, водил в походы, на пикники.
• Радикальный коммунист, учитель английского, который предупреждал нас об опасности эскалации войны во Вьетнаме, рассказывал о социальном равенстве в России, заставлял читать «Убить пересмешника» и другие книги.
• Гений электроники, который тратил свое обеденное время на занятия с детьми, интересующимися радиотехникой.
А еще были жизнерадостные учителя физкультуры и немало замечательных педагогов-женщин. Все они внесли немалую лепту в расширение нашего кругозора и представления о том, каким должен быть настоящий мужчина.


При копировнии материалов активная ссылка: vosp.ru © Психология насилия, воспитание детей обязательна.